муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Родионово-Несветайского района детский сад «Гномик»
(МБДОУ детский сад «Гномик»)
Принята:
Утверждена:
на заседании
Приказом по МБДОУ
Педагогического совета
детский сад «Гномик»
Протокол №1 от 24.08.2021г
от 24.08.2021г. № 44
заведующий С.Н. Яковлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА" (3–4 ГОДА)
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатели: Зубкова Н.П.
Хисматулина Е.А.
с. Греково-Ульяновка, 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" (3–4 ГОДА)
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах. Данная рабочая программа
рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и
взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурногигиенических навыков у детей. Еѐ содержание соответствует современным
тенденциям обновления российского дошкольного образования и
федеральным государственным требованиям.
1. Пояснительная записка:
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,
одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и
нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они
регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к
окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не
умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не
будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей
навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране
их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных
местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них
естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались. Данная программа рассчитана на работу с детьми
второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по
вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Еѐ
содержание соответствует современным тенденциям обновления
российского дошкольного образования и федеральным государственным
требованиям.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего
дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и
в семье.
Задачи:
способствовать осмыслению детьми
и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических
навыков;
приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать
формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть
руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце
на место, пользоваться расчѐской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не
крошить хлеб, пережѐвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
с полным ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно
использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском
саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Педагогические приѐмы, обеспечивающие успешное решение
поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения
правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на
протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный
и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по
гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные
картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей
педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических
навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в
режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных
упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по
физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для
этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и
др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли
между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в
процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом
компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического
воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое
значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно
помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к
подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям
различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они
закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было
интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то
стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,
воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая
санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть
созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного
физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического
воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок
приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским
работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно
закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий
(9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию
познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на
специально организованных занятиях, продолжается в совместной
деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где
педагог создаѐт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с
детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические
задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система
работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй
младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр
на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования
родителей, подборка потешет, используемых в режимных моментах.
Календарно-тематический план
Перио
д
Собственно
образовательна
я деятельность
Совместная
деятельность
воспитателя с
детьми
Самостоятель
Работа с
ная
родителям
деятельность
и
детей
Сентяб Познавательное
рь
развитие. Тема:
«Наша группа».
Задачи:
– познакомить
детей с
групповой
комнатой
(раздевалка,
групповая,
умывальная); их
предназначение
Дидактические
игры: «Что ты
можешь о них
сказать?» Цель:
познакомиться с
предметами
гигиены и их
использованием.
Игра-упражнение
«Кукла Таня
простудилась».
Цель: показать
Игровые
Анкетирова
ситуации для
ние
сюжетной
родителей
игры:
– кукла Таня у
нас в гостях;
Ситуации для
обсуждения:
– как шапка
поссорилась с
курткой в
шкафу.
м;
– учить детей
ориентироваться
в групповом
пространстве;
– развивать
чувство любви и
гордости за
свою группу;
– побуждать
детей бережно
относиться к
своей одежде;
– познакомить
со схемами
алгоритмов
действия в
раздевалке, в
умывальной
комнате.
способы
правильного
пользования
носовым платком.
Празднование дней
рождения в группе.
Октябр Познавательное
ь
развитие. Тема:
«Доброе утро,
расчѐска!»
Цель: формиров
ание навыков
пользования
расчѐской и
ухода за ней.
Дидактические
игры:
«Перемешанные
картинки». Цель:
закрепить и
проверить
культурногигиенические
навыки.
Празднование дней
рождения в группе
(регулярно).
Сюжетноролевая игра
«Дела
семейные»:
– внесение
игровой
ситуации
(куклы Таня и
Маша
собираются на
праздник).
Консультац
ии: «Как
научить
малыша
мыть руки
(одеваться)
и т.д.?»;
«Что
должен
уметь
ребѐнок?»
Ноябрь Познавательное
развитие. Тема:
«Как мы кормим
Хрюшу и
Степашку»
Цель:
формировать
умение
сервировать
стол, умение
Чтение сказки К.
Чуковского
«Федорино горе».
Просмотр м/ф
«Федорино горе».
Инсценировка
сюжета из сказки
«Федорино горе».
Сюжетноролевая игра
«Угостим
куклу».
Родительско
е собрание
«Единство
требований
в
воспитании
детей со
стороны
взрослых».
действовать по
алгоритму;
– воспитывать
культуру
поведения за
столом.
Декабр Познавательное
ь
развитие. Тема:
«Умывание
каждый день»
Цель: закрепить
навыки детей в
умывании, в
знании
предметов
туалета и их
назначении;
воспитывать
культурногигиенические
навыки, желание
всегда быть
красивым,
чистым,
аккуратным,
уважительно
относится к
своему телу.
Чтение
стихотворений
К.И. Чуковского
«Мойдодыр»;
А.Барто «Девочка
чумазая»;
просмотр м/ф
«Мойдодыр»;
инсценировка «Как
Мойдодыр
подарил Ване
мыло».
Дидактическая
игра «Это нужно
нам зачем?»
(с предметами
туалета).
Сюжетноролевая игра
«Дела
семейные»: –
внесение
игровой
ситуации «К
нам пришла
Замарашка».
Игры-забавы с
водой в
Центре воды и
песка: купание
кукол, рыб,
уточек.
Январь Познавательное Обсуждение
развитие. Тема: ситуации «Опять
«Купаться
Хрюша заболел».
любят все»
Цель: вызвать
интерес к
выполнению
к.г.н.,
побуждать детей
к постоянному
их соблюдению.
Феврал Познавательное
Дидактическая
Оформлени
е уголка
«Советы
родителям».
Тема
«Советы для
маленьких
упрямцев!»
Консультац
ия «Как
увлечь
ребенка
ежедневной
гигиеной
зубов?»
Сюжетно-
Оформлени
ь
развитие. Тема:
«Приглашаем
куклу на чай»
Цель: формиров
аь умение
элементарно
сервировать
стол, навыки
поведения за
столом.
игра
«Чистоплотные
дети». Цель:
проверить знания
детей о предметах
гигиены и их
назначении.
<Приложение 2>.
ролевые игры
«Дом» и
«Семья»: –
внесение
игровой
ситуации
«Идѐм друг к
другу в гости».
е
фотовыстав
ки «Мы –
чистюли!»
Март
Познавательное
развитие. Тема:
«Вместе с
куклой на
прогулку»
Цель: закрепить
выполнение
алгоритма
одевания
одежды;
– формировать
потребность в
соблюдении
опрятности в
саду и на улице.
Дидактическая
игра «Научим
куклу
одеваться/раздеват
ься»; «Одень
куклу»; с
предметными
картинками на
тему «Одежда,
обувь, головные
уборы».
Рассматривание
сюжетных
картинок «дети на
прогулке» (в
разные времена
года).
Коллективная
практическая
деятельность
детей
«Поможем
кукле Тане
сложить вещи
на место».
Мастеркласс для
родителей
«Баюбашкибаю…
(знакомимся
с русской
народной
убаюкиваю
щей
потешкой,
песенкой,
приговорам
и). Обмен
опытом
между
родителями
«Как я
укладываю
своего
ребѐнка
спать».
Дидактическая
игра «Что нужно
кукле!» Цель:
упражнять
культурногигиенические
навыки.
Сюжетноролевые игры
«Дом» и
«Семья»: –
внесение
игровой
ситуации
«Кукла Катя
хочет спать».
Мастеркласс для
родителей
«Изготовле
ние
народной
куклы,
которую
кладут
Апрель Познавательное
развитие. Тема:
«Баю-баюшкибаю, куклу спать
я уложу…»
Цель: развивать
умения
свободно
пользоваться
предметами
постельного
белья,
применять их по
назначению,
называть
правильно;
– формировать
потребность в
соблюдении
правил личной
гигиены перед
сном (умывание,
аккуратно
складывать
одежду).
Май
Познавательное
развитие. Тема:
«Водичка,
водичка…».
Цель: закрепить
уже имеющиеся
у детей
культурногигиенические
навыки.
ребѐнку в
кроватку,
чтобы он
лучше
засыпал».
Дидактическая
игра «Оденем
куклу на
прогулку».
Сюжетноролевые игры:
«Дела
семейные» –
внесение
игровой
ситуации
«Кукла Маша
у нас в гостях»
Совместный
праздник с
родителями
«В гостях у
Мойдодыра
».
3. Планируемые результаты
Дети: При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе
«Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребѐнка 3-4 лет должны
быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребѐнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту
гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает
элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил
гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи
взрослых;
– ребѐнок с желанием и интересом принимает участие в играх,
направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ
по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к
воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по
обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении
культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их
влияние на развитие компетенций ребѐнка, его личностных качеств.
4. Способы и формы оценки результата
Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых
результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики
достижений детей по освоению образовательной области «Здоровье»
(воспитание культурно-гигиенических навыков).
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
Наблюдение за детьми.
Анкетирование родителей.
Беседы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Таблица. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей.
Сформированнос
ть навыка
Имя,
Кол- Сформированнос Колснимания и
фамил Сформированнос
во
ть навыка
во
надевания
ия
ть навыка мытья
балл
опрятной еды
балл
одежды в
ребѐнк рук (в баллах)
ов
(в баллах)
ов
определенном
а
порядке (в
баллах)
1 2 3 4 5 6 7
Примечание.
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки
2. Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою
ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6. Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке
включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять рубашку и аккуратно еѐ повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии
становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
5. Список используемой литературы
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного
образования /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010г.