муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Родионово-Несветайского района детский сад «Гномик»
(МБДОУ детский сад «Гномик»)
Принята
Утверждена
на заседании
приказом по МБДОУ
педагогического совета
детский сад «Гномик»
протокол №1 от 24.08.2022г.
от 24.08.2022г. № 49
заведующий С.Н. Яковлева
Рабочая образовательная программа воспитателей
разновозрастной группы (2-7 лет)
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель: Зубкова Н.П.
с. Греково-Ульяновка, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………… 3
2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…….……………………………………………………4
3. Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………………… 5
4. Режим дня………………………………………………………………………………………………………………… 6
5. Социальный паспорт группы.…………………………………………………………………………………………… 8
6. Возрастные особенности детей ………………………………………………………………………………………… 8
7. Годовые задачи ………………………………………………………………………………………………………… 17
8. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в данной группе.……………………………………… 18
9. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе……..…………………………………………20
10.Годовое комплексно - тематическое планирование и итоговые мероприятия …………………………………… 21
11.Расписание организованной образовательной деятельности ……………………………………………………… 25
12.Примерный объѐм непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе …………………25
13.Формы организации образовательного процесса ………………………………………………………………… .26
14.Задачи воспитания и развития по образовательным областям ………………………………………………………27
15.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ………………………………………………………………….29
16.Условия реализации рабочей образовательной программы разновозрастной группы …………………………… 30
17.Взаимосвязь с другими учреждениями…………………………………...……………………………………………31
18.План взаимодействия с семьями воспитанников по ФГОС ДО …………………………………………………… 32
19.Циклограмма ежедневного планирования воспитательно – образовательной работы с учѐтом
комплексно - тематического планирования с детьми разновозрастной группы общеразвивающей направленности
по ФГОС ДО ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------35
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного
процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребѐнок получает опыт широкого
эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития
сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы
интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребѐнка в содержательную деятельность, способствовать
реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя
разновозрастной группы детского сада.
Основываясь на этих положениях, разработана рабочая программа образовательной работы для разновозрастной
группы, предполагающая реализацию положений ФГОС, направленных на психолого-педагогическое сопровождение
развития личности ребѐнка и организацию образовательной деятельности ДОО в соответствии с новыми нормативными
документами в системе дошкольного образования.
Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности
разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения
задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 2022- 2023 учебный год.
Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы МБДОУ детский сад "Гномик"
разработана в соответствии с:
Уставом МБДОУ детский сад "Гномик";
Нормативными документами дошкольной группы МБДОУ детский сад "Гномик";
Основной образовательной программой дошкольной разновозрастной группы общеразвивающей направленности
и на основе регионального компонента.
Рабочая образовательная программа воспитателя обеспечивает развитие детей в возрасте от 2-7 лет с учѐтом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому развитию,
социально – коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому, речевому, единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
3
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от
педагога знания программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого
ребѐнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Педагог должен так
спланировать и организовать учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, чтобы привлечь каждого
воспитанника к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных
особенностей.
Содержание рабочей образовательной программы воспитателя разновозрастной группы соответствует основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования,
целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и
задач.
Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы сформирована в соответствии с
принципами и подходами, определѐнными ФГОС ДО.
Организация образовательной деятельности (ООД) с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в
зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие
организации жизни в разновозрастной группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении
предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым
содержанием. Выполнение программных задач происходит путем использования комплексно – тематического
планирования, в форме совместной деятельности педагога и детей, и взаимодействия с семьями воспитанников которая
планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учѐтом
возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдаѐтся игровому построению всего образа жизни детей.
4
ЦЕЛЬЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДОШКОЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
Создание положительного настроения у детей дошкольного возраста, поддержание стремления к
самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребѐнка, не подорвав его веру в собственные силы, не
высказывая, нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры
была содержанием детской жизни. Данная цель реализуется через качественное выполнение задач.
Основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной разновозрастной группы обще
развивающей направленности, с учѐтом приоритетных направлений данной группы:
способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с
воспитателем и детьми в группе;
обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно –
гигиеническими навыками;
способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр.;
способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение
навыков самообслуживания, игровой
деятельности и общения;
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;
формировать представления о здоровом образе жизни через привитие
культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений
о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
воспитывать у детей любовь к матери, Родине, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу.
5
Режим дня в дошкольной разновозрастной группе
МБДОУ детский сад "Гномик"
холодный период года
Учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели. Ежедневный график работы группы с 9,5-часовым
пребыванием с 7.30 до 17.00
Мероприятия
Время
Прием детей
07.30-8.00
Осмотр, игры, дежурство
08.00-8.20
Утренняя гимнастика
08.20-8.30
Подготовка к завтраку
08.30-8.55
Игры, индивидуальная коррекционная работа
08.55-9.35
Организационная образовательная деятельность
09.35-10.35
Второй завтрак
10.00-10.10
Подготовка к прогулке, прогулка
10.35-11.35
Возвращение с прогулки
11.35-12.00
Подготовка к обеду, обед
12.00-12.40
6
Подготовка ко сну, сон
12.40-15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры
15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник
Игры, развлечения, совместная, самостоятельная
деятельность, индивидуальная коррекционная работа
Подготовка к прогулке, прогулка
15.15-15.30
Уход детей домой
15.30-16.20
16.20-17.00
17.00
Теплый период года
Деятельность в течение дня
Время
Приѐм и осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика
07.30 – 08.20
Подготовка к завтраку, завтрак
08.20 – 08.55
Подготовка к занятиям, занятия (физкультурное, музыкальное)
08.55 – 09.20
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения)
09.20 – 12.00
Возвращение с прогулки, игры
12.00 – 12.20
Подготовка к обеду, обед
12.20 – 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон
Подъѐм детей, воздушные и водные процедуры, подготовка к
13.00 – 15.10
7
полднику
15.10 – 15.30
Полдник
15.30 – 15.45
Подготовка к прогулке, прогулка
15.45 – 17.00
Уход домой
17.00
3
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ
Многодетная семья - 4
Полная семья - 8
Неполная семья -2
Малообеспеченные - 0
Неблагополучная семья - 0
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 -7 ЛЕТ.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,
ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
Развиваются действия соотносящие и орудийные.
8
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в
культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но
и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной деятельности со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.
Слово определяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия
окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной
ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате
обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры,
пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у
детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами,
приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами – заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать
намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности
и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям
безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать
мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все
звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что
возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от
ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются
чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и
9
полом. Завершается ранний возраст кризисов трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я.
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне
ситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной
общественной функции. Желание ребѐнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными
возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи
взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном
возрасте.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется
осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок
уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность
к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
На основе наглядно-действенного подхода к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как
будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать
образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания
ребенка, его кругозор. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью,
было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не
способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной
деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На
настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно
контролироваться взрослыми. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на
оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых
игрушек и сюжетов. К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и
четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
10
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит
разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные
линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо
ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы,
сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает
приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится
своими успехами.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием
игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие
дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают
преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением
воспитателя. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями,
охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком
механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется
грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. Ребенка отличает высокая
речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с
удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем
непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему
свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум
открыты для добрых дел и поступков.
Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чѐм свидетельствуют
многочисленные вопросы, которые задают дети.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только
начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших до
школьников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная
деятельность ограничена
возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
11
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего
дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в
пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети
могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное
мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или
явлениями. Возрастает целенаправленность действий.
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не осознают, однако у них уже начинают
складываться обобщѐнные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику,
когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам
дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают
взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять
простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает
неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребѐнок хорошо себя ведѐт только
в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как
положено себя вести девочкам, и как — мальчикам.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своѐм
собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом,
поведение ребѐнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему
всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и
правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как
поздравляют друг друга с днѐм рождения, элементы группового жаргона и т. п.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приѐма пищи, уборки
помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло,
полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков,
что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своѐм самочувствии, ребѐнка начинает волновать тема собственного здоровья. К
4—5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания. Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности,
аргументируют еѐ по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причѐска»);
проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец,
12
мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий,
доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания,
требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и
больше тяготеют к «красивым» действиям.
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий,
о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют
распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей
разного пола.
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребѐнка с окружающими, которые были связаны с
кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный
малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это
удается детям в игре.
Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих
действий уже соответствует реальной действительности: ребѐнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол
перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры
такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение
игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В 4—5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и предпочитаемыми партнѐрами по игре,
чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в
среднем 15—20 мин., в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более
избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнѐры по играм (хотя в течение года они
могут и поменяться несколько раз, всѐ более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда,
ребѐнок ещѐ не относится к другому ребѐнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики
персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее
развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всѐ чаще стараются договориться с партнѐром, объяснить
свои желания, а не настоять на своѐм.
Развивается моторика дошкольников.
Так, в 4—5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на
опорах (на высоте 20 см от пола, руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками ( не менее трѐхчетырех раз подряд в удобном для ребенка темпе);
13
нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жѐстким наконечником).
Ребѐнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и
обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В возрасте от 4 до 5 лет способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам
дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях
величин. Ребѐнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его
пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определѐнной последовательности:
выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом
возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой
непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех
случаях ребѐнку необходимо отчѐтливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4—5 лет
протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты.
Если ребѐнку предложить план части групповой комнаты, то он поймѐт, что на нѐм изображено. При этом возможна
незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью
схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится всѐ более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребѐнок пошѐл за мячом,
то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что
к 5 годам в деятельности ребѐнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного
внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское
домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов
(из 10—15, изображѐнных на предъявляемых ему картинках).
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и
сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения,
наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему?
зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность
устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого
года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими
14
видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого
общения).
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения,
отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание
сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой
выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В
процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания,
благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным
средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения.
К 5 годам в большинстве своѐм дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается
процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком»,
«Смотри, какой ползун» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения.
Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 5
лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в
видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и
кофта. Речь становится более, связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие
литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из
личного опыта.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой
потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения
поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о еѐ содержании.
Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро
забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с
книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно
углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям
произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.
Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения
они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребѐнку 4—5
лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
15
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого
ребѐнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области
безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированных волевых процессов, зависимость
поведения ребѐнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и
контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество
самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные
произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств
переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные
образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в
предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только
эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечѐнно говорят о нѐм (о характере
музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом).
Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной
мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой
ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку,
импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к
музыкально - художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребѐнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг
изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может
меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут
своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски;
начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми
движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и
путѐм вдавливания.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети осмысливают будущую
конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного
16
материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно
вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети
переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.
ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ
Основная цель: создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребѐнком
культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с
другими детьми и взрослыми при решении задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями.
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психической безопасности; создание комфортных
условий жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
• создание обогащѐнной предметно-пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических
качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;
• совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников;
• построение эффективной системы административно-хозяйственной работы в обеспечивающей стабильное повышение
уровня оказываемых педагогическим коллективом дошкольной группы МКДОУ «Детский сад №13» образовательных
услуг.
• Продолжить работу по внедрению в воспитательно-образовательный процесс инновационных образовательных
технологий.
• Продолжить работу по:
1) оптимизации оздоровительной деятельности;
2) обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей детей;
3) построение педагогического процесса на основе игровых педагогических технологий.
17
4) оказание необходимой консультативно-практической помощи семьям дошкольников.
5) обогащение и совершенствование детской речи.
6) обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ,
ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДАННОЙ ГРУППЕ:
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозайка - Синтез Москва 2014.
2.Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2020.
3. Ознакомление с природой в детском саду О.А. Соломенникова. Средняя группа. Мозайка - Синтез, 2014.
4. Ознакомление с природой в детском саду О.А. Соломенникова. Старшая группа. Мозайка - Синтез, 2016.
5. Ознакомление с предметным и социальным окружением О.В. Дыбина. Средняя группа. Мозайка - Синтез, 2014.
6. Ознакомление с предметным и социальным окружением О.В. Дыбина. Старшая группа. Мозайка - Синтез, 2016.
7. Парциальная программа «Юный эколог» (3-7 лет) С.Н. Николаева. Мозаика-Синтез Москва, 2020г.
8.Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Средняя группа. Мозайка - Синтез, 2014.
9. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Старшая группа. Мозайка - Синтез, 2016.
10. Формирование элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина. Средняя группа.
Мозайка - Синтез, 2014.
11. Формирование элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина. Старшая группа.
Мозайка - Синтез, 2016.
12. Изобразительная деятельность в детском саду Т.С. Комарова. Средняя группа. Мозайка - Синтез, 2014.
13. Изобразительная деятельность в детском саду Т.С.Комарова. Старшая группа. Мозайка - Синтез, 2016.
18
14. Физическая культура в детском саду Л.И. Пензулаева. Средняя группа. Мозайка - Синтез, 2014.
15. Физическая культура в детском саду Л.И. Пензулаева. Старшая группа. Мозайка - Синтез, 2016.
16. Примерный план физкультурных занятий с детьми 4-5 лет С.Ю. Федорова. Средняя группа. Мозайка – Синтез,
2017.
17. Оздоровительная гимнастика (4-5 лет) Л.И. Пензулаева. Мозаика-Синтез Москва, 2021.
18. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет Э.Я.Степаненкова. Мозаика-Синтез Москва, 2021.
19. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет М.М. Борисова. Мозаика-Синтез Москва, 2021.
20. Конструирование из природного материала Л.В. Куцакова. Средняя группа. Мозайка - Синтез, 2014.
21. Конструирование из природного материала Л.В. Куцакова. Старшая группа. Мозайка - Синтез, 2016.
22. Развитие познавательных способностей дошкольников Е.Е. Крашенниников, О.Л. Холодова для занятий с детьми
4-7 лет, 2014.
23. Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет Р.С. Буре. Мозаика-Синтез Москва, 2015.
24. Социально-коммуникативное развитие дошкольников 4-5 лет Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Мозаика-Синтез
Москва, 2020.
25. Социально-коммуникативное развитие дошкольников 5-6 лет Л.В.Абрамова, И.Ф.Слепцова. Мозаика-Синтез
Москва, 2020.
26. Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве 4-7 лет Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов.
Мозаика-Синтез Москва, 2021.
27. Музыкальное воспитание в детском саду 4-5 лет М.Б. Зацепина, Г.Е.Жукова. Мозаика-Синтез Москва, 2018.
28. Театральная деятельность в детском саду 4-5 лет А.В.Щѐткин. Мозаика-Синтез Москва, 2021.
29. Формирование основ безопасности у дошкольников К.Ю. Белая (2-7 лет). Мозайка – Синтез, 2018.
30. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Т.Ф. Саулина (3-7 лет). Мозайка – Синтез, 2019.
31. Трудовое воспитание в детском саду Л.В. Куцакова (3-7 лет). Мозайка – Синтез,2017.
32. Игровая деятельность в детском саду Н.Ф. Губанова (2-7 лет). Мозайка – Синтез, 2017.
33. Развитие игровой деятельности Н.Ф. Губанова. Средняя группа. Мозайка – Синтез, 2019.
34. Психолого-педагогические гостиные в детском саду И.Ю. Запорожец. «Скрипторий 2003» 2012.
35. Детский сад: работа с родителями С.Ю. Прохорова, Е.Б. Хижова. «Скрипторий 2003» 2014.
36. Родительские собрания в детском саду младший дошкольный возраст Л.В. Минкевич. Скриппторий 2003, 2014.
37. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. Мозаика-Синтез, 2020.
19
38. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет. Мозаика-Синтез, 2020.
39. Программно - методическое обеспечение образовательной области "Физическое развитие" в ДОУ. Методическое
пособие в двух частях Л.А. Баландина, г. Ростов-на-Дону" 2016.
40. Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования. Методическое пособие в 5 частях Н.В. Корчаловской. г. Ростов–на–Дону, 2017.
41. Мы безопасное движение Н.В. Ковалѐва, г. Ростов-на-Дону "Феникс" 2015.
42. Сборник методических разработок по ДД. Ростов-на-Дону, 2020.
43. Доноведение для дошкольников Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Н.Е. Черноиванова. Учебно –
методическое пособие, г. Ростов–на–Дону, 2011.
44. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
45. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Санкт-Петербург
«Детство-Пресс», 2004.
46. Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе
традиций донского казачества. Методическое пособие А.Х. Сундукова. г. Ростов-на Дону, 2010.
47. Казачий костюм. Учебно-методическое пособие И.А. Лыкова, А.Х. Сундукова. Москва, 2011.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:
Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания,
форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
В данной рабочей программе предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с
постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети
младшего, среднего и старшего возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с
возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание, которое одинаково значимо для
детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных
областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом
содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне,
соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.
20
Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом
деятельности для них является игра, поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в
игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной,
познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора,
конструировании. Предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребѐнок мог проявить
свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой
деятельности со сверстниками и детьми другого возраста.
Комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательной работы с детьми в
разновозрастной группе общеразвивающей направленности по ФГОС ДО
2022 -2023 гг.
НЕДЕЛЯ
1.
2.
3.
4.
ТЕМА:
Итоговые мероприятия:
СЕНТЯБРЬ
Сегодня – дошколята, завтра – школьники. «День знаний»
Панно: «Ладошки детей»
Осень. Что нам осень принесла?
Выставка рисунков: «Золотая осень»
Какой я? Что я знаю о себе? Я человек! Я
гражданин! Мои права.
Наши друзья – животные.
Выставка рисунков: «Как мы живѐм в саду»
Выставка детского творчества: «Мой любимый друг»
Презентация «По страницам Красной книги. Животные»
21
ОКТЯБРЬ
Фотоколлаж «Наше село»
Презентация «Необъятная моя Россия. Символы нашей
страны».
Выставка рисунков: «Наши бытовые помощники»
1.
2.
Мой дом. Мой город. Моѐ село.
Родная страна.
3.
Мир предметов и техники.
4.
Труд взрослых. Профессии.
1.
Поздняя осень.
2.
Моя семья.
3.
1.
2.
Наши добрые дела (дружба, помощь,
забота, внимание).
Комнатные растения. «Природа в детском Развлечение: «День матери»
саду.
ДЕКАБРЬ
Зима пришла.
Акция: «Домик для птиц»
Твоя безопасность.
Вечер развлечений «Безопасность и дорога»
3.
4.
Мальчики и девочки.
Новый год.
4.
Презентация «Профессии»
Конкурс рисунков «Профессии моих родственников»
Сюжетно-ролевая игра «Больница» театрализованный досуг
НОЯБРЬ
Утренник «Вот и Осень к нам пришла»
«А мне подарили» день развлечений.
«Мамы всякие важны» - праздник для детей и их родителей.
«Доброе дело говорится смело» - день развлечений
«Мои любимые игрушки» - развлекательное мероприятие.
Утренник: «Новый год»
22
2.
Неделя игры. Каникулы.
3.
Юные волшебники (неделя
художественного творчества).
Любопытные почемучки (неделя
познания).
4.
ЯНВАРЬ
«В стране весѐлых мячей» - физкультурный досуг.
Зимние забавы на улице.
Конкурс по продуктивной деятельности «Зимние сказки»
Экспериментирование
ФЕВРАЛЬ
Выставка рисунков: «Зимние виды спорта»
1.
Мы – спортсмены
2.
Культура общения.
Театрализованное представление.
3.
Защитники Отечества.
4.
Народное творчество, культура и
традиции.
Тематическое занятие «День защитника Отечества
Изготовление подарков папе.
Развлечение «Масленица».
1.
Женский день.
2.
Искусство и культура.
3.
4.
Весна – красна.
Неделя книги.
МАРТ
Утренник «8 марта»
Изготовление подарков маме.
Презентация «Народные промыслы»
Выставка детских рисунков
Конкурс рисунков «Весна пришла»
Слушаем русские народные сказки
Выставка художественной литературы
23
АПРЕЛЬ
Развлечение «День смеха»
1.
Неделя здоровья.
2.
День космоса.
3.
4.
Пернатые соседи и друзья
Знай и уважай ПДД.
1.
День Победы!
Презентация «1-й человек в космосе»
Коллективная продуктивная деятельность «В мире космоса»
Презентация «По страницам Красной книги. Птицы»
Презентации по ПДД
«Путешествие в страну дорожных знаков» - тематический
досуг.
МАЙ
Тематическое занятие «День Победы»
2.
Опыты и эксперименты.
Презентация «Воздух», «В гостях у капельки»
3.
Путешествие по экологической тропе.
«День Земли» - экологический досуг.
4.
Неделя Пушкина
5.
Наш детский сад.
Выставка художественной литературы
Театрализованная деятельность «Наша сказка»
Выпускной утренник «До свиданья, детский сад»
В летний период дошкольная группа
работает в каникулярном режиме
С 1 июня – 31 августа
24
Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности (НООД)
в МБДОУ детский сад "Гномик"
Группа
Разновозрастная
Понедельник
1.Познавательное
развитие
(формирование
целостной
картины мира)
Вторник
Среда
Четверг
1. Музыка
1. Развитие речи
1. Музыка
2. Художественно
- эстетическое
(Лепка/
Аппликация)
2. Физическое
развитие
2.Познавательное
развитие
Пятница
1.Художественно
- эстетическое
(Рисование)
2. Физическое
развитие
2. Физическое
развитие
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ ОРГАНИЗОВАННОЙ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Дети в возрасте от 2 до 3 лет 10 занятий в неделю длительностью по 10 минут;
Дети в возрасте от 3 до 4 лет 10 занятий в неделю длительностью по 15 минут;
Дети в возрасте от 4 до 5 лет 10 занятий в неделю длительностью по 20 минут;
Дети в возрасте от 5 до 6 лет 10 занятий в неделю длительностью по 25 минут;
25
Дети в возрасте от 6 до 7 лет 10 занятий в неделю длительностью по 30 минут.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
организованная – образовательная деятельность;
образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие с семьями воспитанников;
игры;
беседы;
чтение х/л;
наблюдение;
реализация проектов;
экспериментирование;
дежурство;
просмотр телепередач, мультфильмов;
конструирование;
праздники;
собрания;
открытые просмотры;
наглядная информация и др.
26
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
Физическое развитие.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Задачи:
•
•
•
•
•
развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
27
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
Владение речью как средством общения
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы
• Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
•
Социально-коммуникативное развитие
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
• Развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками
• Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
• Формирование готовности к совместной деятельности
• Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых
в организации
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
•
28
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы
• Становление эстетического отношения к окружающему миру
• Формирование элементарных представлений о видах искусства
• Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной
и др.)
•
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
В ДОШКОЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:
-ежедневная утренняя гимнастика в дошкольной разновозрастной группе (весеннее – летний период на
улице);
-физкультминутки в течение ООД;
-физкультурные занятия (в носках);
-прогулки: дневная, вечерняя;
-сон с доступом воздуха +16 - +19;
-хождение босиком;
-утренний приѐм на улице в летнее время;
-солнечные ванны;
-дыхательная гимнастики;
29
-элементы обширного умывания;
-воздушно-температурный режим;
-воздушные ванны;
-облегчѐнная одежда;
-мониторинг детского развития.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
(СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ)
Создание и обновление предметно-развивающей среды в дошкольной разновозрастной группе связано с ее влиянием на
физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в
игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которой развѐртываются определѐнные
функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как
объект проектирования.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию
обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и уровень развитие
интегративных качеств детей разновозрастной группы осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). В мониторинге
используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки. Результаты
мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным
областям).
30
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Дошкольная группа взаимодействует с:
- сельской библиотекой;
- СДК;
- ФАП;
- ЗАО "Росина".
- ДЮСШ «Радуга»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
В разновозрастной группе родители принимают активное участие в жизни группы, педагоги используются
различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:
посещение семьи;
педагогические беседы с родителями;
тематические консультации;
наглядная пропаганда;
родительские собрания;
телефонные звонки;
совместное проведение праздников.
31
План взаимодействия с семьями
воспитанников разновозрастной группы
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации
ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи: 1. Установить партнѐрские отношения с семьѐй каждого ребѐнка.
2. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и
доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
№
п/п
1.
2.
Содержание
Срок проведения
Ответственные
-Формирование личных дел детей, вновь
поступивших в детский сад. Анализ семей
воспитанников.
-Индивидуальные беседы с родителями.
Август
Заведующий ДОУ
. Оформление информационных стендов
для родителей.
- Родительское собрание: «Начало
учебного года». «Родители – пример
всему».
- Вручение памяток «Грамотный
пешеход».
Воспитатели
сентябрь
Воспитатели
Заведующий ДОУ
Воспитатели
32
- Беседа «Одежда детей в разные сезоны».
3.
4.
Воспитатели
- Консультация для родителей:
«Безопасность детей – забота взрослых».
-Анкетирование родителей на тему «Дети
и улица».
- Выставка совместных рисунков: «Школа
безопасности».
- Выставка совместных поделок «Дары
Осени».
- Праздник «Золотая Осень».
октябрь
- Информация для родителей: «Ребенок в
автомобиле».
- Праздник «День матери».
ноябрь
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели,
Муз. руководитель
6.
Воспитатели
Воспитатели, муз. руководитель
-Беседа «О значении обучения детей
дошкольного возраста ПДД».
5.
Воспитатели
Воспитатели
- Родительское собрание: «Подготовка к
Новогоднему утреннику». «Безопасность
детей».
-Вручение памяток: «Ребенок на санках».
- Выставка совместных поделок
«Новогодняя игрушка».
-Консультация для родителей: «Книга в
жизни ребенка».
-Новогодний утренник.
декабрь
Информация для родителей: «Значение
светоотражающих элементов для верхней
январь
Заведующий ДОУ,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, муз. руководитель
Воспитатели
33
одежды».
- Беседа: «Закаливание – одна из
профилактики простудных заболеваний
детей».
- Выставка совместных рисунков: «Зимние
виды спорта».
7.
8.
9.
10.
- Консультация для родителей: «Правила
поведения с ребенком в общественном
транспорте».
- Выставка совместных поделок: «23
февраля».
- Акция: «Масленица в кругу семьи».
-Беседа: «Ребенок и компьютер».
Воспитатели
Воспитатели
февраль
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
-Выставка совместных рисунков:
«Безопасная дорога».
-Информация для родителей: «Автокресло
для ребенка».
- Выставка рисунков и поделок: «Цветы
для мамы».
март
- Рекомендация для родителей: «Легко ли
научить ребенка правильно вести себя на
дороге».
- Беседа: «Мой ребенок».
- Выставка рисунков и поделок: «День
космонавтики» и «Пасха».
апрель
- Выставка совместных рисунков и
поделок: «День Победы».
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
май
Воспитатели
34
- Акция: «Георгиевская ленточка».
- Анкетирование родителей: «Выявление
удовлетворенности родителей работой
дошкольного образовательного
учреждения».
-Родительское собрание: «Итоги работы за
учебный год». «Безопасность детей в
летний период».
- Анкетирование родителей: «Как вы
соблюдаете ПДД».
- Вручение памяток: «Учить безопасности
– это важно!».
Воспитатели
Воспитатели
Заведующий ДОУ, воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми
разновозрастной группы 2 -7 лет в соответствии с ФГОС ДО
Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной перспективным
планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его
на две части: первая и вторая половины дня.
В первой половине дня воспитатель планирует:
• Беседы;
• Дежурства в уголке природы;
• Утреннюю гимнастику;
• Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата;
35
• Пальчиковые игры;
• Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и т.д.;
• Привитие культурно-гигиенических навыков;
• Рассматривание предметов и иллюстраций;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;
• Индивидуальную работу.
Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:
• Занятия по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций, альбомов;
• Беседы;
• Экспериментирование;
• Индивидуальную работу;
• Работу с родителями (беседы, консультации);
• Чтение произведений художественной литературы с продолжением;
• Театрализованная деятельность;
• Развлечения, досуги;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни.
Циклограммы планирования совместной деятельности взрослых с детьми по ФГОС ДО.
Цель: способствовать оптимальному использованию разнообразных форм совместной деятельности, предусмотренных
рабочей программой.
Принципы календарного планирования на основе перспективно - тематического:
• Приоритет игровых форм взаимодействия взрослого с ребенком;
• Системность и последовательность;
• Соответствие возрасту и программному содержанию;
• Учет индивидуальных психологических особенностей детей.
36
Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием, необходимыми
и интересными темами. В зависимости от обстоятельств могут вноситься изменения. Последовательность игр,
упражнений может меняться в течение дня.
Циклограмма ежедневного планирования воспитательно – образовательной работы с учѐтом
комплексно - тематического планирования с детьми разновозрастной группы по ФГОС ДО.
Совместная работа воспитателя с
Самостоятельная работа детей
Индивидуальная работа с детьми
детьми
средняя
Старшая
средняя
Старшая
средняя
Старшая
подгруппа
подгруппа
подгруппа
подгруппа
подгруппа
подгруппа
Утро: приѐм детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, завтрак, деятельность
после завтрака, подготовка к ООД
Повторение с
Дидактическая
Рассматривание
Рассматривание
детьми,
игра,
Беседы по теме
сюжетных
иллюстраций
дидактическая
графический
картинок
игра
диктант
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдение, беседы, труд, экспериментирование, физкультурнооздоровительная работа
Дидактическая
Беседа по
Работа с природным материалом, игры
Наблюдение, подвижная игра,
игра, уточнение
тематике, игры
с выносным оборудованием, игры со
трудовые поручения
знаний по
со спортивным
спортивным инвентарем
тематике
оборудованием
Возвращение с прогулки, организация обеда и сна детей
Гимнастические упражнения со всеми детьми
Вторая половина дня: подготовка к приему пищи, полдник, игры, общение, деятельность и досуги по интересам
Подвижная игра
37
Игрыэксперименты с
песком
Подготовка к прогулке, вторая прогулка
ОпытноОпытноэкспериментальная
Двигательное
экспериментальная
деятельность,
упражнение
деятельность
дидактическая
игра
Консультации родителям, уход детей домой
Задания на мелкую моторику
38