муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Родионово-Несветайского района детский сад «Гномик» (МБДОУ детский сад «Гномик») СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕН Педагогическим советом ПРИКАЗ № 20 от 31.03.2023г. МБДОУ детский сад «Гномик» Заведующий МБДОУ детский сад «Гномик» (протокол от 28.03.2023г. № 4) С.Н.Яковлева Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Родионово-Несветайского района детский сад «Гномик» за 2022 год Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной Муниципальное бюджетное дошкольное организации образовательное учреждение РодионовоНесветайского района детский сад «Гномик» Руководитель Яковлева Светлана Николаевна Адрес организации 346575, Ростовская область, РодионовоНесветайский район, с. Греково-Ульяновка, ул.Ворошилова,11 Телефон 8 (863) 40 24 3 34 Адрес электронной почты gr_ulyanovka_gnomik@mail.ru Официальный сайт МБДОУ http://gnomik.ucoz.org Учредитель Управление образования РодионовоНесветайского района Дата создания 2002 год Лицензия От 25.10.2012 №0000194, серия 61ЛО1 (бессрочная) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Родионово-Несветайского района детский сад «Гномик» (далее детский сад) расположено в жилом районе в дали от производящих предприятий. Здание детского сада является приспособленным. Проектная наполняемость на 18 мест. Общая площадь здания 162 кв.м.; площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса 162 кв.м. Цель деятельности детского сада – осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Предметом деятельности детского сада является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок у детей деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Режим работы детского сада: рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группе-9,5часов. Режим работы группы – с 07:30ч. до 17:00ч. Аналитическая часть I.Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в детском саду организована в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическими правовыми нормативами. Детский сад посещают 16 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. В детском саду сформирована 1 разновозрастная группа общеразвивающей направленности. В 2022 году в детском саду для освоения основной образовательной программы дошкольного образования проведение занятий проводилось в обычной форме с соблюдением санитарных норм и правил. Воспитательная работа С 01.09.2022г. детский сад реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основной образовательной программы дошкольного образования. За 5 месяца реализации программы воспитания родители выражают удовлетворенность воспитательным процессом в детском саду, что отразилось на результатах анкетирования, проведенного 25.05.2022г. Вместе с тем, родители высказали пожелания по введению мероприятий в календарный план воспитательной работы детского сада, например – проводить больше осенних и зимних мероприятий на открытом воздухе. Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии возможностей детского сада включены в календарный план воспитательной работы. Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2022 году проводился анализ состава семей воспитанников. Характеристика семей по составу: Состав семьи Полная Неполная с матерью Неполная с отцом Оформлено опекунство Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников 14 87,5% 2 12,5% 0 0% 0 0% Характеристика семей по количеству детей: Количество детей в семье Один ребенок Два ребенка Три ребенка Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников 3 19% 9 56% 4 25% Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в детский сад. II. Оценка системы управления организации Управление детским садом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом детского сада. Управление детским садом строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными принципами управления являются: попечительский совет, педагогический совет, общее собрание работников. Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий. Органы управления, действующие в детском саду: Наименование органа Заведующий Функции Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, -утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, -осуществляет общее руководство Детским садом. Попечительский совет Рассматривает вопросы: *развития образовательной организации; *финансово-хозяйственной деятельности; *материально-технического обеспечения. Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Детского сада, в том числе рассматривает вопросы: *развитие образовательных услуг; *регламентации образовательных отношений; *разработки образовательных программ; Педагогический совет Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: *участвовать в разработке и принятии коллективного договора, трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; *принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; *разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; Вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации совершенствованию ее работы и развитию материальной базы. Структура и система управления соответствуют специфике деятельности детского сада. В 2022 году в систему детского сада внедрили элементы электронного документооборота. Это упростило работу организации во время дистанционного функционирования. По итогам 2022 года система управления детского сада оценивается как эффективная, позволяющая контролировать работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. III.Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Формы проведения диагностики: *диагностические занятия (по каждому разделу программы); *наблюдения, итоговые занятия. Разработаны диагностические карты освоения основной образовательной программы дошкольного образования Детского сада (ООП Детского сада) в группе. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках целевых ориентиров дошкольного образования и качества освоения образовательных областей. В июне 2022 года педагоги детского сада проводили обследование воспитанников разновозрастной группы на предмет сформированности предпосылок к учебной деятельности. Задания позволили оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определѐнным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Результаты педагогической диагностики воспитанников за 2022год (по состоянию на 31.06.2022г.) Раздел программы 2022учебный год Физическое развитие Высокий 62,5% у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Средний 37,5% Речевое развитие ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, Высокий 18,75% может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у Средний 68,75% ребенка складываются предпосылки грамотности Низкий 12,5% Познавательное развитие ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы Высокий 43,75% взрослым и сверстникам, интересуется причинноСредний 56,25% следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности Художественно – эстетическое развитие ребѐнок обладает элементарными представлениями о видах искусства; воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор, сопереживает персонажам художественных произведений; реализует Высокий 37,5% Средний 31,25% себя в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Низкий 31,25% Социально – коммуникативное развитие Ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать Высокий 25% социальным нормам поведения и правилам в разных Средний 75% видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Общий уровень освоения образовательных областей Высокий 18.75% Средний 50% Низкий 31,25% Положительная динамика освоения детьми образовательных программ способствовала активному участию воспитанников в различных мероприятиях муниципального уровня. Вывод: Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для их полноценного развития и подготовки к дальнейшей учебной деятельности и жизни в современных условиях. Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и средним уровнями развития прогрессирующей динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в детском саду. IV. Оценка организации учебного процесса (воспитательно-образовательного процесса) В основе образовательного процесса в детском саду лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные формы организации образовательного процесса: *совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы; *самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника. Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам. Продолжительность занятий соответствует СП 2.4.3648-20 и составляет: *группа с детьми от 2 до 5 лет – 20 мин; *группа с детьми от 5 до 7 лет – 25 мин. Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Основной формой занятия является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, администрация детского сада ввела в 2022 году дополнительные ограничительные и профилактические меры в соответствии с СП3.1/2.4.359820: *ежедневный усиленный фильтр воспитанников – термометрию с помощью бесконтактного термометра и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний. Лица с признаками инфекционных заболеваний изолируются, а детский сад уведомляет территориальный орган Роспотребнадзора; *ежедневную генеральную уборку с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и оборудования дезинфицирующими средствами; *дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования; *бактерицидные установки в групповых комнатах; *частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников; *проведение всех занятий в помещениях групповой ячейки или на открытом воздухе ; *требование о заключении врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в детском саду ребенка, который переболел или контактировал с больным COVID-19. V. Оценка качества кадрового обеспечения Детский сад не укомплектован педагогами на 50 процентов согласно штатному расписанию. Всего работают 12 человек. Педагогический коллектив детского сада насчитывает 3 специалиста. Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого: *воспитанник/педагоги – 5/1; *воспитанники/все сотрудники – 1/1; Педагогические работники детского сада соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». Их должностные инструкции соответствуют трудовым функциям, установленным профстандартом «Педагог». Таблица с характеристиками кадрового состава детского сада Стаж педагогических работников От трех до пяти лет От 15 до 20 лет 2 чел. 1 чел. Образование работников Год 2018 2019 2020 2021 2022 Численный состав Высшее 2 2 2 3 3 1 1 Образование Среднее КПП Категория Соответствие специальное 2 1 0 1 2 2 0 1 2 2 0 1 2 3 0 2 2 3 0 2 Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. В детском саду ощущается нехватка специализированных кадров (имеется вакансия по должности инструктор по физической культуре). В 2022 году в связи с ограничительными мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции педагоги использовали в работе дистанционные информационные технологии. Анализ данных, полученных на основе наблюдения и опроса воспитателей по применению ими информационных технологий, показал, что педагоги испытывали существенные трудности, связанные с отсутствием необходимых компетенций для подготовки к дистанционным работам. Выявились компетентностные дефициты в области подготовки и работы с родителями. Кроме того, существенно осложняло ситуацию низкая мотивация родителей к занятиям с детьми-дошкольниками. VI. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения В детском саду библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом уголке, в группе детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями. В группе имеются учебно-методические пособия, рекомендуемые для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ООП. В 2022 году детский сад пополнил учебно-методический комплект к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС. Приобрели нагляднодидактические пособия: *методическая литература; *обучающие картинки; *рабочие тетради для обучающихся и др. Оборудование и оснащение методического уголка недостаточно оснащено для реализации образовательных программ. В детском саду созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Однако детский сад недостаточно оснащен техническим и компьютерным оборудованием. Информационное обеспечение детского сада включает: *информационный уголок; *программное обеспечение - позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет - ресурсами. В детском саду учебно-методического и информационного обеспечения недостаточно для организации образовательных программ и эффективной реализации образовательных программ. VII. Оценка материально-технической базы В детском саду сформирована материально- техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В детском саду оборудованы помещения: *групповые помещения-1; *спальни для воспитанников-2 *кабинет заведующего (медицинский) -1; *пищеблок-1. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованная групповая комната, включает игровую, познавательную, обеденную зоны. Материально-техническое состояние детского сада и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. При этом в 2022 году оценка материально-технического оснащения детского сада при проведении занятий с воспитанниками выявила следующие трудности: *для полноценной (качественной) организации и проведения занятий отсутствует стабильное устойчивое интернет - соединение; *нет необходимого оборудования (ноутбуков, компьютеров или планшетов) в группе детского сада; *нет достаточного технического обеспечения для организации массовых общесадовских мероприятий с родителями воспитанников. Необходимо в 2023 году запланировать приобретение соответствующего оборудования и программного обеспечения, определить источники финансирования закупки. VIII. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. 68.75% детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники старшей возрастной группы показали хорошую готовность к школьному обучению. В течение года воспитанники детского сада успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 30.06.2022г. Показатели Единица измерения Образовательная деятельность Общее количество воспитанников, человек которые обучаются по программе дошкольного образования в том числе обучающиеся: в режиме полного дня (9,5ч) в режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) в семейной дошкольной группе по форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением, которое организует детский сад Общее количество воспитанников в возрасте до трех лет Общее количество воспитанников в возрасте от трех до семи лет Количество (удельный вес) детей от общей численности воспитанников, которые получают услуги присмотра и ухода, в том числе в группе: 9,5 часового пребывания 9,5 – 12 часового пребывания круглосуточного пребывания Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ от общей численности воспитанников, которые получают услуги: по коррекции недостатков физического, психического развития обучению по образовательной программе дошкольного образования присмотру и уходу Средний показатель пропущенных по болезни дней на одного воспитанника Количество 16 16 0 0 0 человек 0 человек 16 человек (процент) 16 (100%) 0% 0% человек (процент) 0 (0%) 0 (%) 0 (%) день Общая численность педработников, в том числе количество педработников: с высшим образованием высшим образованием педагогической направленности (профиля) средним профессиональным образованием средним профессиональным образованием педагогической направленности (профиля) Количество (удельный вес численности) педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: с высшей первой Количество (удельный вес численности) педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: до 5 лет больше 30 лет Количество (удельный вес численности) педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте: до 30 лет от 55 лет Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких человек 3 0 1 2 0 человек (процент) 0 (0%) 0 (0%) человек (процент) 2 (67%) 0 (0%) человек (процент) человек (процент) человек (процент) 0 (0%) 0 (0%) 4 (100%) 1 (25%) работников Соотношение «педагогический человек/человек работник/воспитанник» Наличие в детском саду: да/нет музыкального руководителя инструктора по физической культуре учителя-логопеда логопеда учителя-дефектолога педагога-психолога Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых кв. м осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Площадь помещений для кв. м дополнительных видов деятельности воспитанников Наличие в детском саду: да/нет физкультурного зала музыкального зала Прогулочных площадок, которые оснащены так, чтобы обеспечить потребность воспитанников в физической активности и игровой деятельности на улице 1/5 да нет нет нет нет нет 4,9 0 нет нет да IX. Перспективы развития на 2023 год. - Оптимизация и реализация содержания воспитательно-образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. - Пополнение программно-методического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО. - Повышение уровня профессионализма педагогов МБДОУ через вовлечение в инновационную деятельность. -Развитие и укрепление материально-технической базы МБДОУ и обогащение предметно-развивающей среды. -Активизация работы с родителями, поиск новых активных форм сотрудничества с семьей. X. Выводы по итогам года. Анализ деятельности детского сада за 2022 год выявил успешные показатели в деятельности МБДОУ: Учреждение функционирует в режиме развития. Хороший уровень освоения детьми программы «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).